Дисциплина и наказание в семье

chto-takoe-semya

Вы часто сталкиваемся с непослушанием детей? Вам приходится наказывать своих детей? Ответ очевиден. В каждой семье есть правила, которым дети должны следовать неукоснительно.  Возможно, Вы удивитесь: детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их! Все, конечно, сталкивались с детским консерватизмом, их стремлением повторять привычное: вы читаете дошкольнику книжку или рассказываете сказку, он готов слушать ее бесконечное число раз, хотя знает уже все наизусть. И попробуйте что-нибудь изменить в тексте — сразу же  последует протест.

Дети чувствуют, что за родительским “нельзя” скрывается забота о них. Ребенок чувствуют себя более защищенным в условиях заведенного порядка и семейных правил. Почему же дети норовят этот порядок и правила нарушать?

Все дело в способе «внедрения» правила. Согласитесь, приказ сделать что-то немедленно, или, наоборот, прекратить какое-то действие вызывает в душе, мягко говоря, дискомфорт (за исключением случаев, когда выполнение приказов является Вашим средством для заработка).

Каков же путь к бесконфликтной дисциплине? Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину:

      в жизни каждого ребенка должны быть правила, требования, запреты.           

Если ребенку можно все, то вырастет из него эгоист, который за пределами своего дома начнет испытывать большие трудности (чувство одиночества и отвержение из-за неумения идти навстречу другим).

      важнейшие потребности ребенка не должны ущемляться родительскими требованиями, запретами.

Например, потребность в движении, познании, упражнении сопровождается активностью детей, что естественно и важно для развития ребенка.

родители, договоритесь между собой.

Обсуждайте наедине разногласия по поводу воспитания ребенка. Если Ваш ребенок поймет, что мама и папа (бабушка и дедушка) по разному относятся к тому, что можно делать, а что – нет, то, поверьте, он обязательно «расшатает» Вашу систему правил. Ребенок принимают лишь то, что не поддается расшатыванию.

повелеваю! приказываю!… здравствуйте, Вы – царь?

Любой ребенок желает видеть в родителе друга, любящего человека, а не генерала Красной Армии, поэтому подберите такой тон общения и утверждения, который не будет унижать в ребенке человека. Бывает очень полезно обсудить выполнение требований заранее. Хорошо напомнить о договоре за несколько минут до назначенного времени. Это помощь ребенку в усвоении опыта бесконфликтной дисциплины.

правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Под гибкостью здесь понимается вариативность выполнения каких-либо обязанностей и самостоятельных действий ребенком. Выбор всегда развивает чувство ответственности. Чтобы предоставить выбор, Вам необходимо составить представление о действиях ребенка, границах его самостоятельности. Попробуйте распределить действия ребенка по блокам:

ПЕРВЫЙ БЛОК

В этом блоке помещаем то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению и желанию, например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, с кем дружить…

ВТОРОЙ БЛОК

Здесь размещаются действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода: ему разрешается действовать  по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Эта зона очень важна, так как  именно здесь ребенок приучается к внутренней дисциплине. При этом очень важно, вводя ограничения, спокойно и уважительно разъяснить ребенку, чем вызвано ваше требование и что остается для свободного выбора.

ТРЕТИЙ БЛОК

Здесь находятся действия — исключения, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Они должны быть редки и оправданы.

ЧЕТВЕРТЫЙ БЛОК

Блок включает действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.

Наглядность этого способа позволит ребенку легче понять границы его самостоятельности и ответственности. А это верный путь к самодисциплине!

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментариев к записи: 1

  1. admin:

    Семья — это самое главное в жизни человека)))