Искусство как лекарство или арт-терапия для детей.

арт-терапия

Когда искусство входит в жизнь ребенка? Думаете, когда он впервые посещает театр или выставку в музее? Нет. Гораздо раньше… Младенец слышит голос мамы, напевающей ему колыбельную песню, потом постарше малыш рассматривает картинки в книжке или слушает сказку, рассказанную бабушкой… С первых дней жизни ребенок окружен продуктами творчества: сначала других людей, а потом и своих собственных.

Значение искусства в жизни ребенка трудно переоценить, да и описание его в одной статье достойно докторской степени. Нам хочется поговорить здесь об одном из видов искусства — изобразительном творчестве, поскольку именно оно является самым распространенным и иногда недооцененным в глазах взрослых. Конечно, наши малыши не все станут гениальными художниками… Но так ли уж важно рассматривать эстетическую сторону детского рисунка, чтобы признать его значимым и существенным продуктом творчества ребенка? Начнем с начала.

Интерес к ручкам, карандаша, краскам появляется у малыша практически с того момента, когда он может ими манипулировать. т.е. двигать так, чтобы оставался след на бумаге, теле, обоях, папином отчете или маминой любимой книжке… Это первая стадия развития детского рисунка — чирканье (марание). Основное ее значение в том, что ребенок подсознательно начинает вычленять себя из окружающего мира «Я -есть  вот мой след!» В возрасте двух лет для малыша становится интересным выбор цвета, направления движений, он исследует лист, его границы… Эта стадия «ритмических каракуль». Кажется, что это просто чиркатня с бесконечным повторением на новых и новых страницах. Это исследовательская стадия развития рисунка плавно переходит в ассоциативную. Поясним: к трем годам при вопросе ребенку «что ты нарисовал?»,  малыш может ассоциатино придумать название своему рисунку, который, конечно, еще будет больше походить на хаотически разбросанные каракули. Но уже сейчас у малыша появляется отношение к рисунку, как продукту своих действий. Рисунок ка средство коммуникации с миром, выражения отношения к нему. Все вместе эти стадии относятся к доизобразительному этапу развития детского рисунка. Начиная с трех лет детский рисунок вступает в изобразительный этап своего развития. Уточним, конечно же все дети индивидуальны и кто-то чуть раньше или позже переходит из одной стадии развития в другую. Мы берем среднестатистические возрастные периоды, принятые в психологии ребенка.

Итак, изобразительный этап ознаменуется возможностью ребенка сначала задумать, а потом реализовать свой замысел на бумаге. С трех до пяти лет ребенок уже способен целнаправленно выбрать цвет, при отсутсвии устойчивой композиции и примитивности рисунка. Появляются «головоноги»: круг с палочками в виде ног. Ребенок старается выразить чувство, свое отношене к изображенному в рисунке сюжету, который зачастую «оживает», т.е. постоянно меняется, стоит ребенку пририсовать еще одну деталь.. Рисунок ребенка пяти лет несет в себе заряд его эмоционального отношения к миру и начинает выполять еще и регуляторную функцию — т.к. в процессе рисования задейсвованы все высшие психические процессы(память, мышление. восприятие, внимание), речь (малыш зачастую проговаривает вслух или внутренней речью изображаемые объекты), устанавливаются межполушарные взаимодействия в работе головного мозга.  Чуть позже с шести до семи лет ребенок научается «одевать» изображенных героев, отдельные объекты объединяются в сюжет, многообразие цветовых решений, прорисовывание деталей мимики лиц и одежды. Что-то ребенок рисует уже по памяти.  С восьми до девяти лет в рисунке появляются более сложные элементы, попытки изображения людей и животных в профиль, в движении. Более тщательная прорисовка деталей композиции. С одиннадцати лет и далее в рисунке появляется песпектива, изображение пластики движений, отражение игры света и тени. Изображение  действительно начинает нести свою эстетическую функцию.

 Развитие детского рисунка как такового заканчивается к двенадцати годам. Далее идет отработка умения ипользовать художественные средства для создания действительно законченных образов. Так растянут и многообразен весь период развития рисунка ребенка, но причина лишь в том, что рисунок — есть отражение психических, эмоционально-волевых, личностных сторон в развитии самого ребенка. Глядя на рисунок ребенка, можно сделать предположение о соответсвии его интеллектуального развития возрастному периоду, и в первую очередь это связано с тем, что рисунок  эволюционирует одновременно с развитием интеллекта и речи.

Особенности рисунка «Человека», мы изложим в другой статье, уделив особое внимание отражению интеллектуальной сферы ребенка в рисунке.  Здесь же хочется акцентировать внимание на том, что, чем больше и чаще рисует ваш ребенок, тем больше у него возможности выразить себя  и познать окружающий мир.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.