Медлительный ребенок

big_720207

 «Давай быстрее! Что ты там копаешься! Не тормози, мямля! Считаю до трех….»

 Вы слышали  такие уговоры и крики в детском саду, начальной школе? Конечно, да! Все они адресованы медлительным, флегматичным детям. В норме любой человек на какой-то момент времени в течение периода бодрствования начинает «замедляться»: снижается переключаемость и распределение внимания, в результате могут появиться ошибки или на окончание начатого дела потребуется больше времени; затрудняется процесс передачи и запоминания информации, процесс мышления как бы начинает тормозить. Этому есть объяснение, но оно лежит в области нейрофизиологии, довольно сложной науке, поэтому, упрощая, назовем причиной временные дисфункции в работе головного мозга. Здоровому человеку достаточно выспаться, отдохнуть, сменить вид деятельности для того, чтобы мозг «отдохнул».

         Какова же причина медлительности детей «мямликов«? К сожалению, в результате различных неблагоприятных факторов (радиация, воздействие отравляющих веществ: табак, алкоголь, лакокрасочные продукты, некоторые лекарства), кислородного голодания во время внутриутробного развития, токсикозов у беременной матери, инфекций, родовых травм, асфиксии новорожденного, травмы головы младенца – все это нередко приводит к появлению малой мозговой дисфункции (ММД), и ребенок может родиться гиперактивным или гипоактивным. Ребенок с гиподинамическим синдромом («замедленный») живет и воспринимает мир в своем скоростном режиме, который отличается от общепринятого и «удобного» особенно для воспитательно-образовательных учреждений.

Таким детям трудно делать два дела одновременно, например, кушать и смотреть телевизор, одеваться и разговаривать – всегда что-то одно будет притормаживать, как правило, менее интересное. У детей с ММД повреждены подкорковые структуры головного мозга, слабая стимуляция мозговых структур. Ребенок ослаблен, у него плохо развита координация движений. Со сверстниками играет редко, т.к. не успевает за ними. При этом, интеллектуальное развитие гипоактивных детей не страдает: у них рано развивается наглядно-образное, логическое, вербальное мышление; они умны и наблюдательны. Чаще всего в среде сверстников они не успевают, поэтому в саду их, скорее всего, посчитают за «тупых», чем применят индивидуальные приемы образования.

             Поэтому основная и важнейшая роль в нормальном воспитании и развитии медлительного ребенка ложится на плечи родителей. Многое зависит от темперамента обоих родителей. Хорошо, если один из родителей окажется «на одной волне» с ребенком, тогда у него будет больше шансов быть понятым и принятым. Но зачастую, энергичные, страстные мамы способны своих спокойных и флегматичных детей довести до невроза за пару лет и разрушить с ними контакт на всю последующую жизнь. Причиной медлительности может являться унаследованный флегматичный темперамент. Тогда сопутствующей наличию ММД симптоматики в виде вялости, сонливости, вегетососудистых расстройств (бледность, холодные и синюшные ручки, плохой аппетит, избыточный вес), проблем со звукопроизношением (каша во рту), плохо развитой мелкой моторикой рук – не будет.

Ребенку с ММД необходима помощь не только родителей, но и психоневролога. Ребенку-флегматику – внимание и особый подход со стороны близких людей: нужно принять ребенка таким, какой он есть, помочь ему обрести уверенность в себе (поддержка и убежденность в том, что все получается хорошо). Медлительный ребенок не только дольше выполняет задание, но и подходит к его решению иначе: он продумывает последовательность действий, подробно представляет их и только потом решается реализовать. Именно это чаще всего раздражает нетерпеливых взрослых. Способность «в уме» продумать свои действия – важное свойство их мышления. Тем более что большинство детей обучаются пооперационному, по образцу взрослого решению задачи.

Итак, ни Ваши окрики, ни насмешки, ни угрозы наказания не ускорят работу мозговых структур медлительного ребенка. Помогите ему не потеряться в среде сверстников, дайте возможность ребенку чувствовать себя уверенным и успешным, стимулируйте ребенка, сравнивая ни его с другими, а его вчерашние и сегодняшние достижения. Запомните: спокойный, уравновешенные, вдумчивые и ответственные люди чаще всего вырастают из замедленных детей. Правда, если им не мешают и не торопят стать невротиками! Любите своих детей такими, какие они есть!

 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.