Общение дошкольников и их самооценка

Согласно данным российских психологов установлено, что общение дошкольников содержит большой процент оценочных воздействий. Детьми младшего возраста положительные оценки воспринимаются как норма, отрицательные же, однозначно, игнорируются, не сопровождаясь какими-либо значительных переживаниями. Важно, что ни положительная, ни отрицательная оценка не перестраивают поведения дошкольника. В среднем дошкольном возрасте реакция на оценку примерно та же, с более выраженным проявлением радости при похвале. В старшей возрастной группе от сверстника уже принимают и отрицательную оценку, хотя важным фактором процесса восприятия ее являются взаимоотношения с оценивающим. В этом возрасте оценки дошкольников способны корректировать поведение ребенка и, отчасти, его самооценку.

Необходимо отметить, что в младшем и среднем возрасте дошкольники, как правило, выражают ровеснику критические оценки. Старшие же дошкольники постепенно приобретают способность оценить достоинства сверстника и соответственно к нему отнестись. Таким образом, в норме к концу дошкольного возраста общение сверстников между собой становится одним из определяющих факторов в процессе становления образа Я и самооценки.

По характеру представлений своих возможностей А.И.Силвестру (1978) выделил три категории детей с завышенными представлениями, заниженными и точными. Он выдвинул предположение, что точные представления о своих возможностях возникают в условиях гармонического сочетания опыта самостоятельной деятельности и общения.

Неадекватное оценивание себя в процессе общения может стать основой для возникновения трудностей для завязывания контактов. Так, ребенок с завышенной самооценкой, удовлетворяя потребность в доминировании, может дружить с пассивным, неуверенным в себе ребенком. В свою очередь, последний может поддерживать отношения только потому, что не способен их прервать. В таком тандеме у обоих детей с неадекватными самооценками есть все шансы только усугубить развитие собственных негативных свойств личности. Ребенок с заниженной самооценкой чаще всего обладает высокой тревожностью, неуверенностью, с аутичными, либо агрессивными тенденциями поведения.
Постепенно включаясь в разнообразные виды деятельности, накапливая индивидуальный опыт, вступая во взаимоотношения с окружающими, ребенок все в большей степени начинает осознавать себя, у него начинает формироваться определенная, пусть не очень устойчивая и несовершенная, позиция по отношению к миру.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.