Психологическая готовность к обучению в школе

Уважаемые родители, на сегодняшний день Вы часто задаёте себе вопрос «Готов ли мой ребёнок к школе?» и, скорее всего, не можете дать однозначного ответа. Надеюсь, что следующая информация внесёт некоторую ясность.

Под психологической готовностью понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность включает в себя:

  1. 1.     Мотивационная готовность:

—       Старший дошкольник испытывает потребность в изменении своего социального положения, он хочет быть взрослым, но объективно ещё не может им быть. Ребёнок хочет общаться со взрослыми на другом уровне, получить оценку, одобрение, признание достижений. Это социальные мотивы. На их основе к концу дошкольного возраста у ребёнка формируется «внутренняя позиция школьника».

—       К концу дошкольного возраста формируется потребность в знаниях, которые нельзя получить в практической деятельности, т.е. ребёнок стремится получить теоретические знания. На основе этой потребности формируется очень важный мотив – учебный.

Таким образом, мотивационная готовность к школе включает: «я хочу быть школьником» и «мне интересно узнать, почему!».Ключевой в это время становится фигура учителя. Общественные отношения «учитель-ученик» охотно принимаются ребенком. Любое требование учителя мл. школьники выполняют с готовностью и охотно.

Очень важно, что бы обе группы мотивов сформировались вовремя, потому что помимо их уже имеются мотивы, которые способствуют появлению внешнего интереса к школе: игровой (школа для некоторых детей – это своеобразная игра во взрослость); мотив обладания внешними атрибутами школьной жизни (портфель, тетради, форма и т.д.). Поверхностный интерес не способствует длительной успешности ребенка в школе!

  1. Волевая готовность: начало обучения в школе требует от ребёнка выполнения новых правил поведения, умения самостоятельно организовать свою деятельность. Кроме этого, ребёнок  должен уметь действовать, ориентируясь на зрительный образец и по словесной инструкции взрослого. Первоначально правила выполняются в присутствии взрослого, и только позже правило, заданное учителем, становится внутренним направляющим. Готовность ребёнка к школьному обучению предполагает «вращивание» правила, способность руководствоваться им самостоятельно.
  2. Социальная готовность: это умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. Если наличие навыков сотрудничества со взрослыми помогает принять учебную задачу, т.е. лучше воспринять учебный материал, то сотрудничество со сверстниками обеспечивает усвоение способов действий. Кроме этого, в социальную готовность включают умение ребёнка сравнить себя с другими детьми, оценить в сравнении результат своей деятельности. У ребёнка вырабатывается самосознание и самооценка, которые со временем становятся адекватными.
  3. Интеллектуальная готовность: это не овладение навыками письма, счёта, чтения, а необходимый достаточный для усвоения теоретических знаний уровень развития познавательных процессов (мышление, память, восприятие, внимание, воображение). А для этого необходимо овладеть средствами познавательной деятельности: умением сравнивать, обобщать, анализировать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения.

Кроме этого, необходим определённый уровень развития речи.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.