Социальное благополучие ребенка

detskoe-tvorchestvo

Уважаемые родители, тема, которая здесь поднимается, очень глубокая и разносторонняя! Хочется остановиться на основных  её моментах.

В первую очередь, давайте спросим себя: «Мой ребёнок социально благополучен? Успешен ли он в отношениях со сверстниками и с окружающими взрослыми? Легко ли мой ребенок вступает в контакт с другими людьми? Чувствует ли он себя принятым в коллективе сверстников?» Каковы Ваши ответы на поставленные вопросы?

Большинство родителей ответят для себя, что их ребенок время от времени испытывает трудности в налаживании отношений с окружающими людьми. И это вполне согласуется с процессом становления личности ребенка. Ребенок познает мир! Он только еще усваивает смысл человеческих отношений, знакомится с многообразием общественных связей. На пути этого познания верным помощником для ребенка является близкий взрослый, т.е. родитель.

Что же нужно делать родителю, чтобы помочь ребенку быть социально успешным.

Рождаясь, ребенок попадает в определенное культурно–историческое пространство, в котором существуют не только внешние материальные предметы, но и идеальные формы, отражающие специфику данного общества (представления, идеи, ценности и т. д.). Конкретное общество предъявляет ребенку определенный набор норм морали и правил поведения, приемлемых в данной культурной среде.

Только взрослый является носителем человеческой культуры для маленького ребенка, и только он может передать ее. Ребенок присваивает образцы, правила и способы человеческих отношений. Только таким путем они становятся его собственными.

Образ поведения может быть задан в форме общественного правила или игровой роли или поведения конкретного человека (в первую очередь родителя). Таким образом, заезженная фраза «Родитель – образец для подражания ребенком!»  имеет под собой глубокий смысл.

Стать человеком ребенок может только вместе со взрослим, в процессе совместной жизнедеятельности с ним. Взрослые фактически непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действий, человеческие ценности. Благодаря взрослым всё это начинает существовать для ребенка, приобретает субъективную значимость, а потом становится его внутренним достоянием. Такая передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в особом процессе воспитания и обучения.

Но это совсем не означает, что ребенка можно учить чему угодно и когда угодно, не считаясь с его возрастом и его интересами. У него всегда есть свои желания, интересы, своё отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности.

Становление личности ребенка происходит в процесс его общения и совместной со взрослым деятельности.

Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и принимает разные формы, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении. Интересно, что если потребность удовлетворяется, то ребенок получает положительный опыт общения, у него формируются позитивные личностные качества, уверенность в собственных силах и активность в установлении отношений с окружающими людьми. Если же основное, базисное содержание потребности в общении данного возраста не удовлетворяется, то у ребенка может появиться масса эмоционально-поведенческих трудностей, например, агрессивность, вспыльчивость, обидчивость, капризность, тревожность, застенчивость, боязнь вступить в контакт с другим человеком и попросить помощи, низкая самооценка, и т. п.

Как же меняется содержание потребности в общении у ребенка на протяжении детства. Основной потребностью в общении для ребенка в возрасте от 2-6 мес. выступает потребность во внимании, доброжелательности взрослого, в чувстве безопасности, которым наделяют малыша родители.

На протяжении раннего возраста ребенок испытывает очень сильную потребность в сотрудничестве со взрослым. И это неудивительно, ведь в этот период идет активное освоение окружающего пространства, мира предметов и способа действия с ними.

С 3-ех до 5-ти лет основной потребностью для ребенка служит потребность в признании его достижений и в уважении его личности.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет) характеризуется потребностью в сопереживании и взаимопонимании взрослого и ребенка. Именно в этот период начинают устанавливаться осознанные доверительные отношения между детьми и родителями, которые дают ребенку силы самостоятельно преодолевать возникающие на пути взросления трудности. Умение преодолевать трудности, приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей действительности – одно из основных приобретений ребенка на выходе из дошкольного детства – умение адаптироваться  к жизненным ситуациям, т. е. умение адаптироваться в обществе.

Своевременное удовлетворение  потребности в общении ребенка- залог его социального благополучия!

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.