Застенчивый ребенок

Многие родители сталкиваются с застенчивостью своих детей. Американский психолог Ф. Зимбардо в своей книге «Застенчивость» приводит данные о том, что около 40% взрослых считают себя застенчивыми людьми. Какова психологическая природа застенчивости? Когда она появляется и как преодолеть её негативные последствия?

Застенчивость, возникнув в детстве,  может сохраниться и закрепиться как черта характера.  Выявить застенчивого «тихоню» не составляет труда… Вы приходите в гости, или к вам приходят друзья с ребенком, который держится возле мамы, не отвечает на вопросы,  не решительно поглядывает на Вас,  стесняясь подойти ближе. Такой ребенок выглядит смущенным и растерянным. Он может накручивать волосы на палец, сидеть в неподвижной позе, изредка поднимая глаза на собеседника, не решаясь взять угощение или игрушку.Такой ребенок будет отвечать односложно, очень тихо, шепотом, пожимать плечиками и смущенно улыбаться. Казалось бы, не ребенок, а «ангелочек». В целом застенчивый ребенок доброжелателен и настроен на общение, но он  испытывает большое внутреннее напряжение. Эмоциональный дискомфорт, боязнь обратиться с просьбой, обнаружить для других свои желания. Такое комплексное сдерживание «себя», приводит к появлению неуверенности в себе, трудностям в общении, низкой самооценке, страху совершить ошибку (сделать что-то не так)…Далее по нарастающей: узкий социальный круг, нежелание строить отношения, мотивация избгания неудач… «серая» невротическая личность, подверженная сильной зависимости от близких и живущая с клубком страхов и комплексов. Не очень-то радужная перспектива. Если Ваш ребенок обладает частью черт, описанных выше, стоит задуматься о его самостоятельном будущем.

Застенчивость не связана с интеллектуальным развитием. То есть способности застенчивого ребенка вполне соизмеримы со сверстниками. Другое дело, что реакция на малейшее порицание или замечание в адрес застенчивого ребенка приводит к робости и прекращению того занятия, которым он занимался. Особенно отчетливо застенчивость проявляется в пятилетнем возрасте. На фоне формирующейся потребности в  уважительном отношении к ребенку со стороны взрослого. закладываются основы самооценки. ребенок судит о себе в этом возрасте глазами взрослого.  Эмоциональная, чувственная сторона личности застенчивого ребенка настолько уязвима, что негативный опыт накладывает глубокий отпечаток в его памяти.  Непринужденного проявления чувств практически не происходит. Оставаясь наедине с самим собой, чувствуя свободу от «оценок»  со стороны окружающих, застенчивый ребенок может «превратиться» в настоящего, живого, активного ребенка.

Психологической основой застенчивости является существующий дисбаланс между высокой самооценкой и ложным представлением об отрицательном отношении к себе со стороны окружающих. То есть ребенка мучают сомнения относительно ценности себе, своего Я.  Оценка себя самим и другими людьми в сознании ребенка сильно расходится.  Поэтому корень проблем застенчивых детей находиться в особенностях их взаимоотношений с близкими людьми. Вот некоторые причины, обуславливающие появление застенчивости: излишняя строгость, авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребенка, слабая эмоциональная поддержка, способствующие формированию у ребенка неуверенности в себе и чувства изолированности.

Если Ваш ребенок застенчив… он нуждается в Вашем особом доброжелательном внимании, уважении к своей личности.  Начните создавать ситуации, способствующие повышению самооценки ребенка (можно начать с совместной деятельности). Чаще говорите ему слова веры в него, что он справится с задачей, что вместе вы преодолеете  трудности. Пересмотрите свою систему требований и запретов к ребенку, может быть пора от каких-то отказаться. Не бойтесь, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Помните, чрезмерные ораничения часто являются причиной детских неврозов. Помогите ребенку не стесняться выражать эмоции. Где, как ни в игре ребенок эмоционален и непосредственен. Поиграйте с ним в подвижные игры (прятки, жмурки, пятнашки…), игры-соревнования (в мяч, кегли…), игры — пантомимы (крокодил, фанты, «где мы ббыли мы не скажем, а что делали покажем»)- это и многое другое помогут Вашему ребенку почувствовать себя увереннее, получить похвалу и признание, снять напряжение. Примеры игр Вы можете посмотреть здесь. Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить радость. Опыт, приобретенный в игре, ребенок применит и «отыграет» в реальной жизни. Поможем нашим детям чувствовать себя  счастливыми!

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.